Общие сведения
Семейство: лютиковые Renonculaceae
Ботаническое название: Aconitum Napellus
Аптечное: клубни аконита - Aconiti tuber (ранее: Tubera Aconiti), трава аконита - Aconiti herba (ранее: Herba Aconiti).
Родовое название:
Народные названия: борец, лютик (все семейство назыв. лютиковым), прострел, волкобой, прикрыт, царь-зелье. Aconitum Anthora, волкогуб; Aconitum excelsum, синеглазка, волхунок (ошибочно волхунога); Aconitum Lycoctonum, волчий корень, прикрыт (а не пригрид), царь-трава, укрыт, мышеубийца, или мышиная смерть
Планета: - Cатурн
Знак Зодиака: -
Стихия: - вода
Божества: - Геката
Язык цветов: - В греко-римской культуре символизирует преступление, словесный яд и холодность
Основные свойства: - Защита, невидимость, Содержит силы Сатурна в Козероге и Венеры.
Описание:
Многолетнее растение семейства лютиковых с толстыми сочными корнями, которые ежегодно образуют новый клубень, тогда как прошлогодний отмирает. Корни клубневидные, утолщённые. Прямостоячий стебель до 120 (иногда 150) см в высоту с глубоко надрезанными 5-7-лопастными листьями. Верхний листочек имеет вид шлема, прикрывающего 2 нектарника (видоизменённые лепестки). Шлемовидные цветки на коротких цветоножках собраны в длинную многоцветковую конечную кисть. Цветки жёлтые, синие, фиолетовые, редко - белые, собранные в верхушечную более или менее густую кисть. Цветет с июня до сентября. Свежие клубни растения имеют запах хрена, поэтому растение часто путают с сельдереем.
Уже здесь надо отметить, что это растение сильно ядовито и его ни в коем случае нельзя самостоятельно применять без совета врача. Об этом обязательно следует предупреждать детей. Отравление может наступить даже в том случае, если ребенок довольно долго нес клубень во влажной руке.Аконит - одно из самых ядовитых европейских растений!
В Сибири встречается несколько видов борца. Все они — многолетние травянистые ядовитые растения с округло-сердцевидными рассеченными листьями, неправильными цветками и плодами — листовками.
Борец бородатый, степной — A. barbatum Pers, для него характерны желтые цветки и длинный, в нижней части разветвленный корень, встречается в степной зоне на лугах и щебнистых склонах.
Борец высокий — A. septentrionale Koelle — с грязно-фиолетовыми цветками и ветвистыми корнями, растетнавысокотравных и лесных лугах.
Борец алтайский — A. altaicum Steinb. —с синими цветками и веретенообразными клубнями на корнях, растет в горной части лесной зоны только на Алтае.
Борец вьющийся — A. volabile Pall, ex Koelle — с синими цветками, клубнями от яйцевидной до веретенообразной формы и вьющимся стеблем, обитает в лесной зоне.
Борец желтый, противоядный — A. anthora L. — с желтыми цветками, яйцевидными или продолговатыми клубнями, стеблями высотой 15—85 см.
Места произрастания:
Встречается в горных районах всей Центральной Европы, особенно на влажных высокогорныхлугах, где почвы богаты питательными веществами. Часто растет сплошными зарослями.
Около 300 видов в Северном полушарии. В СССР около 75 видов. Большинство видов А. ядовиты, содержат алкалоиды (аконитин, зонгорин и др.). Многие виды А. разводят как декоративные.
Используемые части: Молодые, этого года корневые клубни, надземная часть
Сбор и заготовка:
Надземная часть во время цветения - с июня до сентября.
Для магических целей:
Корень - в момент соединения Сатурна с Солнцем.
Листья - вблизи новолуния на восходе Солнца, корень - на закате. На четвертой фазе Луны.
Медицина:
Целебное действие и применение. В фармацевтических дозах аконит действует через нервную систему на весь организм в целом. На первом месте стоит болеутоляющее действие при невралгиях, ишиасе и подагре. Следует отметить также благоприятное влияние аконита при высокой температуре и простудных заболеваниях (особенно при насморке и бронхите). Врачи иногда назначают его внутрь в виде настойки, а наружно в виде жидких растираний или мазей - для снятия болей. Самостоятельное лечение, за исключением гомеопатических средств, запрещается!
Использование аконита для лечения злокачественных новообразований уходит своими корнями в глубокую древность. Как и в предыдущих разделах, авторитетом в данном вопросе может служить тибетский трактат “Чжуд-ши”, датируемый как письменное произведение XII веком, но сформировавшийся в виде устного знания в VII веке. “Аштанга-хридая-самхита”, послужившая основой для формирования лекарственного раздела “Чжуд-ши”, была написаны индийским врачом Вабхатой в VII веке.
В знаменитом тибетском трактате "Чжуд-ши", датируемый XII веком, авторство которого приписывается Будде Шакьямуни (или вполне реальному человеку Ютогу Йондан-гонпо), упоминается несколько отдельных видов и собирательных образов аконита.
“Борец разнолистный в сочетании с другими травами приносит облегчение при опухолях желудка, когда вода от легких падает к печени и почкам”.
Аконит и его свойства описываются во многих источниках монголо-тибетской медицины: «Кунсал-нанзод» Данзина Пунцога, «Лхан-табс», «Дзейцхар-мигчжан» Жамбалдорчже. В русской народной медицине борец - одно из основных противоопухолевых средств наряду с болиголовом, чистотелом, чагой и другими растениями. Точно определить, с какого же времени борец используется таким образом, не представляется возможным из-за отсутствия письменных источников.
Журнал «Русская старина» сообщал старинные сведения об аконите, как о средстве от правежа. Правеж — страшное битье палками должников и недоимщиков, особенно свирепствовавшее в первой половине XVIII в. «Бориц — есть трава собою горяча... Листвие тое травы свежее и сухое прикладывают ко внутренним болячкам... И еще кого бьют на правеже с утра или весь день, той да емлет бориц сушеной и парит в кислых щах добрых, и тое нощи парит ноги битыя тою травою с кислыми щами гораздо, и тако битое место станет мягко, и тако творит по вся дни, доколе бьют на правеже, и ноги от того бою впредь будут целы».
Активные вещества: Главн. действ. начало - аконитин, очень ядовитый алкалоид -C30H47NO7, и другие алкалоиды.
Народная Медицина:
В древности аконит знали больше как ядовитое растение, нежели лекарственное. Им смазывали наконечники стрел и копий, а также лезвия мечей. Плиний сообщает только о его использовании при лечении глазных болезней. На том же уровне осталась и медицина средневековья. Впервые им заинтересовалась гомеопатия, а уже затем аконит стали применять и в народной медицине. Простуда, боли разной природы, ревматизм, подагра, бессонница, воспаления пищеварительного тракта и дыхательных путей - вот основной спектр его использования. Главным образом применяли спиртовые настойки травы или вино с добавлением аконита.
Побочные действия
К счастью, отравления аконитом из-за неправильного применения его как лекарственного растения очень редки. Детей также вряд ли соблазнят его плоды или другие части растения. Тем не менее следует знать о признаках отравления им. Очень скоро (уже спустя несколько минут) появляется жжение во рту и зуд во всем теле. Одновременно начинается обильное выделение пота, сопровождаемое ознобом и резким ощущением холода. Дальнейшими симптомами отравления будут тошнота, рвота и понос. Наконец, немеют конечности, дыхание замедляется и становится поверхностным, и уже через 20 минут может наступить смерть в результате коллапса. Меры первой помощи нужно принимать без промедления: сразу же обратитесь в службу скорой помощи или в больницу! Постарайтесь вызвать у пострадавшего рвоту, дав ему выпить соленой воды (1-2 столовые ложки поваренной соли на стакан воды) и раздражая глотку пальцем, пером или черенком ложки. После очищения желудка дайте выпить активированный уголь (20-30 г взболтать в воде). Никогда ничего не давать человеку, потерявшему сознание.
Магия:
Царь-травой звали аконит веруя, что он способен изгнать нечистую силу, подобно тому, как громы небесные гонят в преисподнюю бесов.
Аконит добавляют в обереги, особенно от вампиров и оборотней. Оборотни пользуются аконитом для лечения. Тибетские целитили носили ладанку, в которой были разные травы, во главе с аконитом. Состав требовал периодического обновления. ("когда корень рассыплется в пыль"). Считалось, что в отличии, например, от чабреца, он не отпугивает злых духов, а заключает их в себе, рассыпаясь при этом в пыль.
Семя растения заворачивают в кожу ящерица и носят с собой - это позволяет становиться невидимым, когда пожелаешь.
Древние считали, что под действием ядовитых растений освобождалась душа человека, и она может путешествовать по параллельным мирам, общаться с духами и душами умерших. Если душа при этом не возвращается обратно, то наступает смерть. Поэтому пользоваться этим могут только маги высшей ступени, а никак не ученики.
Эффект освобождения души, припысываемый акониту, объясняет то, что этот цветок используют в виде талисмана для развития проницательности и ясновиденеия. Обладание таким талисманом позволяет заглянуть в суть любого явления.
Для пробуждения магических сил аконита следует провести весьма простой магический ритуал. На алтарь устанавливают глиняную миску, в которую насыпают измельченное растение. По сторонам миски ставят два подсвечника со свечами соответствующего цвета (в нашем случае - это синий). Далее свечи зажигают, в миску с травой опускают пальцы рук и, помешивая содержимое, добиваются ощущения, что с кончиков пальцев стекает и впитывается травой энергия воли. Далее надо представить себе объект воздействия и удерживать этот образ мысленно некоторое время. И растением можно будет лечить.
Мифы и Легенды:
"...Вывел. А тот, разъярясь, возбуждаемый бешенной злобой
Громким лаем, тройным одновременно воздух наполнил
И по зеленым лугам разбросал белесую пену.
Пена пустила ростки, говорят, и, влагу впивая
Из плодоносной земли получила зловредную силу.
Этот живучий цветок, растущий на твердых утесах,
Жители сел аконитом зовут.
"Метаморфозы"
Овидий
Ботаники называют борец аконитом, от древнегреческого города Аконе, возле которого в изобилии это растение произрастало. Кроме того, вблизи города находилась пещера, ведущая, по представлению греков, в ад. По преданию, аконит вырос из слюны пса Цербера. Геракл, чтобы заслужить бессмертие, должен был совершить двенадцать подвигов: одиннадцатый состоял в том, чтобы привести на землю пса Цербера - страшное трехглавое чудовище, покрытое змеями. Цербер был стражем ада. Геракл спустился туда через вход, находившийся в земле неподалеку от мыса Генар в Лаконии. Владыка преисподней Аид разрешил ему увести Цербера, если только Геракл сумеет одолеть пса, не применяя оружия. И хотя Цербер обвил змеехвост вокруг ног Геракла, а голова дракона впилась ему зубами в тело, герой победил пса и привел на землю. От дневного света Цербер пришел в ужас. Ядовитая слюна потекла из всех его трех пастей, и там, где она падала, вырастал ядовитый цветок аконит.
Согласно мифу о аргонавтов, дочь царя Колхиды Ээта, ясноглазая Медея, была жрицей в храме Гекаты, богини волшебства и магии, и ученицей самой богини, которая научила её таким, например, достаточно сложным магическим приёмам, как укрощение огня, остановка движения реки, исцеление недугов, омоложение. Счастья девушке, правда, это не принесло. Она помогла Ясону, но тот в конце концов бросил её, решив жениться на молоденькой коринфской царевне. Медея, испросив день отсрочки, прислала сопернице расшитое платье, но не в знак примирения. Платье было пропитано ядом, и есть мнения, что этим ядом был сок аконита.
Есть и другая легенда про Медею:
Колдунья Медея, обманом ставшая царицей и женой Эгея, решает отравить героя - сына Эгея - Тесея. С этой целью Медея на пиру посылает Тесею кубок, отравленный ядом. Есть мнение, что кубок был отравлен аконитом. При этом авторы ссылаются на Овидия.
В поздней греческой мифологии покровительницей отравителей считалась богиня Геката - в высшей степени загадочное и темное по происхождению существо. В раннем периоде Геката была богиней вполне добродетельной, покровительствующей охоте, рыбной ловле и морякам. Но с V века до нашей эры характер ее резко изменился. Геката стала богиней злого волшебства, недобрых заклинаний, ночных кошмаров и отравителей. Шекспир по этому поводу писал: "...тлетворный сок полночных трав, трикрат пронизанный проклятием Гекаты". В арсенале волшебных трав богини нередко упоминается и известный нам борец-аконит, получивший громкую, но печальную славу.
Борцом же аконит называют на основании скандинавского сказания о последней борьбе бога Тора с ядовитым змеем. Все скандинавские боги и воскрешенные ими воины поднялись тогда на борьбу с темными силами, которые погасили солнце и звезды, разбудили вулканы, заставили закипеть реки и огнем охватили мир. В неравном поединке Тор побеждает мирового змея, но через девять шагов гибнет и сам от его ядовитых укусов. На месте гибели бога впоследствии и расцвел борец, как весть о том, что жизнь на земле продолжается.
В одной из старинных легенд говорится, что до первого греха люди огня не имели. Но после грехопадения отворились адские ворота, откуда на землю вырвалось пламя, чтобы пожарами причинять людям вред и смущать их огнеподобными появлениями бесов в воздухе. Кроме адского огня, был послан с неба и тот огонь, на котором сжигали приносимые Богу жертвы. В народе сохранилось поверье, что черный аконит ("жар-цвет") исполняет все желания. Еще в начале XX в. можно было встретить в деревнях мужиков, выходящих из леса с венками из аконита.
Существует предание, по которому знаменитый хан Тимур был отравлен ядом аконита. Соком этого растения была пропитана тюбетейка завоевателя.
Существует мнение, что садовые формы теряют свои ядовитые свойства. В Индии, например, некоторые культурные виды аконита даже употребляют в пищу, и, видимо, поэтому там родилось сказание об одной красавице, которая ела так много аконита, что сама сделалась ядовитой. К ней нельзя было не только прикасаться, но даже встречаться с ней взглядом, так как взгляд красавицы отравлял людям жизнь.
Сохранилось описание Плутарха об отравлении аконитом воинов Марка Антония. Воины, в пищу которых попал аконит, "теряли память и были заняты тем, что переворачивали каждый камень на своем пути, будто искали что-то очень важное...". От этого яда не знали противоядий, и поэтому был даже издан закон, запрещавший покупать яд аконита. Нарушение этого запрета каралось смертной казнью. Следовательно, относиться к этому растению нужно очень и очень осторожно.